Как мы работаем

В службу ранней помощи может обратиться любая семья из Перми с ребенком с особенностями в развитии до 4 лет, в том числе с детьми-инвалидам и или риском развития нарушений. Наличие или отсутствие инвалидности роли не играет. Никаких медицинских диагнозов наша Служба не ставит и записей в медицинских документах не делает. То, что вы обращались в Службу ранней помощи нигде не отразится.

Главный плюс нашей Службы – это работа мультидисциплинарной команды специалистов. Другими словами, семьи с детьми получают комплексную помощь нескольких специалистов в одном месте. Разработка индивидуальной программы развития происходит коллегиально, с участием специалистов разных областей.

Команда специалистов

Все специалисты Службы прошли подготовку и обучение по предоставлению услуг ранней помощи. Обучение проводилось Институтом раннего вмешательства (г. Санкт-Петербург).

  • Дефектолог (коррекционный педагог). Поможет семьям с детьми, имеющими проблемы в познавательной области. Это дети, для которых основные способы получения знаний (наблюдение, исследование, общение, подражание) по каким-либо причинам затруднены.
  • Психолог. Поможет семьям с детьми, имеющими социально-эмоциональные проблемы: нарушения регуляции поведения, нарушения взаимодействия с родителями или другими окружающими, тревожные расстройства, трудности аутистического спектра и др.
  • Логопед (специалист по ранней коммуникации). Окажет помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка, поможет наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ребенку в данный момент.
  • Инструктор по адаптивной физкультуре. Поможет семьям с детьми, имеющими двигательные нарушения или риск их развития. Работа данного специалиста направлена на повышение способности ребенка к движению и независимому функционированию, на профилактику вторичных нарушений.
  • Педиатр развития. Занимается оценкой соматического состояния ребенка и степени его влияния на развитие ребенка. Педиатр совместно с другими специалистами участвует в планировании индивидуальной программы развития, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка.

Работа Службы ранней помощи построена на современных стандартах. Все специалисты прошли специальное обучение по курсу «Организация Службы ранней помощи» Института раннего вмешательства (Санкт-Петербург).

Оценка развития производится с помощью современных методик по диагностическим шкалам KID, RCDI.

В службе ранней помощи все специалисты работают единой командой. Мы осуществляем междисциплинарный подход. Кроме того, особенность в том, что специалисты работают главным образом с родителями, так как только они каждый день находятся с ребенком дома и могут активно применять все то, чему научат их специалисты в ходе консультаций в Службе. Родители — активные члены команды специалистов. На всех занятиях присутствие родителя (или законного представителя) обязательно.

Стратегия работы

Для оценки развития всесторонних навыков ребенка мы используем диагностические шкалы RCDI/KID. Для этого родители заполняют большой опросник-анкету по каждодневным наблюдениям за своим малышом. Специалист службы обрабатывает его и получает развернутый результат уровня развития.

оценка развития с помощью шкал RCD/KID

Для оценки развития всесторонних навыков ребенка мы используем диагностические шкалы RCDI/KID. Для этого родители заполняют большой опросник-анкету по каждодневным наблюдениям за своим малышом. Специалист службы обрабатывает его и получает развернутый результат уровня развития.

Семье назначается первичный прием, который проводят 2 специалиста, один из которых обычно врач. Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, цели и методы углубленной оценки, ведущих специалистов для работы. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.

первичный прием

Семье назначается первичный прием, который проводят 2 специалиста, один из которых обычно врач. Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, цели и методы углубленной оценки, ведущих специалистов для работы. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.

Зачастую во время первичного приема специалисты принимают решение о проведении нескольких диагностических приемов. Цель проведения углубленной оценки – выявить четкие параметры, на которые надо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку . Углубленную оценку проводят узкие специалисты по современным методикам.

углубленная оценка

Зачастую во время первичного приема специалисты принимают решение о проведении нескольких диагностических приемов. Цель проведения углубленной оценки – выявить четкие параметры, на которые надо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку . Углубленную оценку проводят узкие специалисты по современным методикам.

По результатам первичного приема, углубленной оценки, результатов опросников RCDI/KID определяются специалисты, которые будут сопровождать семью с ребенком. Составляется программа на 3 месяца. Четко формируются цели и задачи программы. Родители с ребенком приезжают в службу на занятия, согласно установленному графику. Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая. Цель программы – достижение конкретных результатов (развитие конкретных навыков и умений). При необходимости может быть организовано домашнее визитирование.

составление индивидуальной программы развития

По результатам первичного приема, углубленной оценки, результатов опросников RCDI/KID определяются специалисты, которые будут сопровождать семью с ребенком. Составляется программа на 3 месяца. Четко формируются цели и задачи программы. Родители с ребенком приезжают в службу на занятия, согласно установленному графику. Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая. Цель программы – достижение конкретных результатов (развитие конкретных навыков и умений). При необходимости может быть организовано домашнее визитирование.

По результатам занятий регулярно проводится мониторинг достижений. При необходимости в программу вносятся коррективы, могут быть подключены другие специалисты.

регулярный мониторинг достижений и сопровождение

По результатам занятий регулярно проводится мониторинг достижений. При необходимости в программу вносятся коррективы, могут быть подключены другие специалисты.

Таким образом, в службе ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью максимально нормализовать жизнь семьи с ребенком с особенностями в развитии, помочь родителям почувствовать себя уверенней в общении и воспитании ребенка.

Одной из целей работы службы ранней помощи является подбор детского образовательного учреждения для ребенка с оптимальными для его развития условиями.

Документы, необходимые для получения услуг ранней помощи:

  • Паспорт родителя (законного представителя)
  • Свидетельство о рождении ребенка
  • Регистрация ребенка по месту жительства (прописка)
  • Справка об инвалидности (при наличии)